Лекции по политологии - Основные этапы развития политической мысли - Марксистская политологическая мысль

Главная

  Введение
  Предмет политологии, её законы и категории
  Функции политологии, ее место среди других гуманитарных наук
  Основные этапы развития политической мысли
    Политические учения Древнего мира
    Политическая мысль Средневековья
    Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени
    Развитие политической мысли в эпоху Просвещения
    Развитие политологического знания классиками немецкой философии
    Политические воззрения представителей критического утопического социализма
    Взгляды О. Конта на общество и государство
    Марксистская политологическая мысль
    М. Вебер об обществе и власти
    Развитие политической мысли в России во второй половине XIX и в начале XX веков
    Многообразие политических концепций XX века
  Политическая жизнь общества. Политика в структуре политической жизни.
  Субъекты и объекты политики
  Нации и национальные отношения в политической жизни общества
  Теория власти и властных отношений
  Многообразие политических систем и политических режимов
  Государство как основной институт политической системы
  Политические партии и партийные системы
  Общественные организации и общественные движения
  Политическое сознание
  Политическая культура
  Политические конфликты и пути их разрешения
  Мировая политика и международные отношения


Играть в онлайн-игры

Марксистская политологическая мысль

Одним из влиятельнейших направлений социально-политической мысли во второй половине XIX века стал марксизм, основоположниками которого явились Карл Маркс (1818—1883 и Фридрих Энгельс (1820—1895).

Для понимания марксистской политологической мысли чрезвычайно важно уяснение основных периодов в создании и развитии марксистского учения. В работе «Исторические судьбы учения Карла Маркса» В. И. Ленин выделил три основных периода в создании и развитии этого учения.

Первый период — возникновение марксизма — с 1842 года по 1848 год. Второй — от европейских революций 1848—1849 годов до Парижской коммуны. Третий период — от Парижской коммуны до конца жизни и деятельности основоположников марксизма.

Первый период характеризовался тем, что в течение него произошел переход К. Маркса и Ф. Энгельса от революционного демократизма к социализму. К этому периоду относятся статьи К. Маркса в «Рейнской газете», статьи Маркса и Энгельса В «Немецко-французском ежегоднике», их совместные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Нищета философии».

Период формирования марксизма завершился написанием «Манифеста Коммунистической партии». В этой работе четко изложены основные идеи марксизма.

После появления «Манифеста Коммунистической партии» начался этап развития марксизма, который, в свою очередь, включает два периода: от революций 1848—1849 годов до Парижской коммуны и после Парижской коммуны.

В период от европейских революций 1848—1849 годов до Парижской коммуны учение К. Маркса и Ф. Энгельса изложено во многих работах, основными из которых являются следующие: «Обращение Центрального Комитета к Союзу коммунистов», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Революция и контрреволюция в Германии», «К критике политической экономии», «Капитал».

После Парижской коммуны марксизм получил развитие в таких работах К. Маркса и Ф. Энгельса, как «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Развитие социализма от утопии к науке» и других.

Краткое изложение марксистского учения дано самим Карлом Марксом в предисловии к работе «К критике политической экономии»- «В общественном производстве своей жизни — писал К. Маркс, — люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуpy общества, реальный базис, па котором возвышается юридическая и политическая надстройка... Способ производства материальной жизни составляет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще... На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из формы развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социиальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке... Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., лье Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 13. — С. 6—8). Центральное место в марксистском учении занимает социально-экономический анализ капитализма, раскрытие его структуры, функционирования. Анализируя капиталистическое общество. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что в недрах этого общества постоянно присутствуют и разрастаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, трудом и капиталом. Причина этих противоречий — в неравном отношении классов к средствам производства. Для устранения указанных противоречий, подчеркивали они, необходимо обобществление собственности на средства производства. Осуществление этого возможно в результате социалистической революции. Эта революция, по Марксу, — результат разрешения противоречий капиталистического общества. Капитализм создает не только соответствующие для социалистической революции условия, по и силу, способную ее осуществить — пролетариат. В отличие от прежних революций, которые сменяли одну форму эксплуатации другой, социалистическая революция, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, должна уничтожить частную собственность, утвердить общественную собственность, а тем самым ликвидировать всякую эксплуатацию. Эта революция, но их мнению, будет означать переход к уничтожению классового деления общества, утверждению нового общества.

Уничтожение частной собственности и основанного на нём классового деления общества, полагали К. Маркс и Ф. Энгельс, закономерно приведет к разрушению и орудия классового господства — буржуазного государства. «Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и всё производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова это организованное насилие одного класса для подчинения другого» (Там же. — Т. 4. — С. 447).

Для решения указанной задачи, полагали К. Маркс и Ф. Энгельс, пролетариат «должен прежде всего завоевать себе политическую власть для того, чтобы этот класс, ...мог представить свой интерес как всеобщий...» (Там же. — Т. 3. — С. 33). Свою власть, свое политическое господство пролетариат использует для того, чтобы вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства (см.: Там же. — Т. 4. — С. 446). Это позволит в последующем то положение, когда народом управляют, заменить самоуправлением народа (см.: Маркс К. Изменения и дополнения во втором издании брошюры И. Моста «Капитал и труд» (1875)- //Вопросы истории КПСС. — 1968. — № 2. — С. 80), утвердить «управление народа посредством самого народа» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 17. — С. 350) Это станет возможно тогда, когда, полагали К. Маркс и Ф. Энгельс, на место старого общества с его классами и классовыми противоположностями придет «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Там же. — Т. 4. — С. 147).

Политология К. Маркса — это в значительной степени политология, классовой борьбы. Это однако не исключает значимости многих ее положений до настоящего времени. «Некоторые се положения, — говоря словами известного социолога Р. Арона, относящимися в марксистской социологии, — имеют фундаментальное значение. Нынешнее общество — антагонистическое. Классы являются основными действующими, лицами исторической драмы, в частности капитализма, и истории вообще. Классовая борьба — движущая сила истории, она ведет к революции, которая будет означать конец предыстории и пришествие неантагонистического общества» (Арон Раймон. Этапы развития социологической мысли- — М., 1993. — 194).

назад - дальше

 

Лекции по политологии