Лекции по политологии - Основные этапы развития политической мысли - Политические воззрения представителей критического утопического социализма

Главная

  Введение
  Предмет политологии, её законы и категории
  Функции политологии, ее место среди других гуманитарных наук
  Основные этапы развития политической мысли
    Политические учения Древнего мира
    Политическая мысль Средневековья
    Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени
    Развитие политической мысли в эпоху Просвещения
    Развитие политологического знания классиками немецкой философии
    Политические воззрения представителей критического утопического социализма
    Взгляды О. Конта на общество и государство
    Марксистская политологическая мысль
    М. Вебер об обществе и власти
    Развитие политической мысли в России во второй половине XIX и в начале XX веков
    Многообразие политических концепций XX века
  Политическая жизнь общества. Политика в структуре политической жизни.
  Субъекты и объекты политики
  Нации и национальные отношения в политической жизни общества
  Теория власти и властных отношений
  Многообразие политических систем и политических режимов
  Государство как основной институт политической системы
  Политические партии и партийные системы
  Общественные организации и общественные движения
  Политическое сознание
  Политическая культура
  Политические конфликты и пути их разрешения
  Мировая политика и международные отношения


Играть в онлайн-игры

Политические воззрения представителей критического утопического социализма

Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители критического утопического социализма. Среди них особенно выделяются Сен Симон, Фурье, Оуэн.

Клод Апрп де Сен-Симон (1760—1825) в отличие от многих просветителей считал, что «золотой век» человечества не находился в прошлом. Этот век, «лучшее общественное устройство», по его мнению, утвердится в будущем. «Лучшее общественное устройство — это то, которое делает жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей» (Сен-Симон К. А. Избранные сочинения — Т. 2. — М., 1918. — С. 277).

Свои социально-политические взгляды Сен-Симон изложил в работах; «Письма женевского обывателя к современникам», «Введение к научным трудам XIX века», «Промышленная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство» и других.

По Сен-Симону, общество — это целостный и закономерно развивающийся организм. Все элементы общества, полагал он, связаны между собой не только философскими, религиозными и моральными принципами, но и трудовой деятельностью. Общество развивается, переходя от одной эпохи к другой. Смена эпох, по мнению Сен-Симона, это, в первую очередь, — смена идей и мировоззрений, систем человеческих знаний.

Современное ему капиталистическое общество Сен-Симон определил как «картину мира, перевернутого вверх ногами», как общество, в котором большинство «лишает себя части необходимых им средств для того, чтобы увеличить излишек крупных собственников», где «невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляет удел главарей общества, а способные, бережливые и трудолюбивые люди подчинены им и используются лишь в качестве орудий» (Сен-Симон К. А. Избранные сочинения — Т. I. — М.-П., 1948. — С. 433—434). Противоречия и беды этого общества, полагал «мыслитель, происходят потому, что фабриканты, купцы, рабочие, крестьяне, составляющие «промышленный класс», передоверили управление обществом юристам, военным и другим лицам не занимающимся производительным трудом, образующим «посредствующий класс».

Век этого общества, по Сен-Симону, закончился. Оно должно уступить место промышленной системе — «лучшему общественному устройству», дающему «перевес» интересам большинства над интересами частных лиц». Такое общество, считал мыслитель, можно построить путем реформирования капитализма. Такого реформирования, которое обеспечивало бы сближение и единение всех граждан на основе вовлечения их в процесс полезного, постоянно совершенствующегося труда, обеспечивающего избавление от безработицы, кризисов, бедности и т. д.

Новое общество, по Сен-Симону, должно утвердиться в силу роста науки и техники. Научная организация труда, технический прогресс обеспечат изобилие, благополучие. «Душою» нового общества Сен-Симон считал тех людей, которые имеют знания, средства производства, финансы, то есть фабрикантов, банкиров, ученых (см.: Там же. — С. 430).

В новом обществе люди перестанут расходовать силы на управление друг другом. Такое общество сведет политику к управлению вещами и производственными процессами.

Социально политические идеи, близкие воззрениям Сен-Симона обосновал Франсуа Мари Шарль Фурье (1772—1837). Их он изложил в трудах: «Всемирная гармония», «Теория четырех Движений и общность судеб», «Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации, или Теория всемирного единства», «Новый хозяйственный и социетарный мир» и других.

Фурье выдвинул оригинальную схему истории человечества. По его мнению, человечество в своем развитии прошло периоды «райской» первобытности, дикости, варварства и вступило в период цивилизации. На этом его развитие не остановится. В последующем человечество последовательно пройдет «гарантизм», «социантизм» и «гармонтизм».

Цивилизация, полагал Фурье, началась с утверждением капитализма, который является важным этапом на пути развития человечества, ибо «создает движущие силы, необходимые для того, чтобы направиться по пути к ассоциации: он создает крупное производство, высокие науки и изящные искусства» (Фурье Ш. Избранные сочинения. — Т. 3. — М.-Л., 1954. — С. 40). Однако, капитализм по Ш. Фурье, — это лишь переходящий этап в развитии человечества. На этом этапе развития человечества отношения между людьми имеют товарный, продажный характер; государство является аппаратом «союза угнетателей», с помощью которого богатые эксплуатируют бедных; естественные страсти человека подавляются и искажаются; свобода представляет собой свободу умереть от голода. .

Начальная стадия цивилизации — капитализм, подчеркивал Фурье, нуждается в реформировании, которое необходимо для того, «чтобы подняться выше по восходящим ступеням общественного развития, не коснеть в этой бездне страданий ... именуемой цивилизацией...» (Там же. — С. 40).

На смену капитализму, был убежден мыслитель, придет гармонический общественный строй, который устранит анархию производства, создаст единое крупное коллективное и планомерно развивающееся производство, высокие науки, передовое искусство. В таком обществе будет устранен разрыв между городом н деревней, умственным и физическим трудом, труд из подневольного превратится в свободную деятельность, исчезнет паразитизм одних за счет ограбления других.

В гармоническом обществе, но Фурье, основными ячейками станут производственные-коллективы — «фаланги». Центрами фаланг станут «фаланстеры» — дворцы-поселения. В фаланстерах люди будут жить семьями. Они будут иметь все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Дети будут получать образование, воспитываться вместе. Такие условия жизни и деятельности обеспечат всестороннее развитие личности.

Третьим видным представителем критического утопического социализма явился Роберт Оуэн (1771 —1858). Свои социально-политические взгляды он изложил в трактатах: «Новый взгляд па общество, или Опыты об образовании характера», «Замечания о влиянии промышленной системы», «Доклад комитету Ассоциации для облегчения положения промышленных и сельскохозяйственных рабочих», «Докладные записки в пользу рабочего класса», «Книга о новом нравственном мире», «Революция о сознании и деятельности человеческого рода, или Грядущий переход от неразумия к разумности» и других..

Как и многие его предшественники Р. Оуэн отстаивал общественную природу человека. Он считал, что пороки людей обусловливаются устройством общества, что «зло проистекает из положения вещей, порождаемого самим обществом» (Оуэн Р. Избранные сочинения. — Т. I. — М.,-Л., 1950. — С. 87). К числу главных зол, действующих в обществе, Оуэн относил частную собственность, религию и буржуазный брак и считал, что против этих зол должно бороться все просвещенное человечество.

Р. Оуэн обстоятельно проанализировал состояние капиталистического общества после промышленной революции. По его мнению, промышленный переворот, не привел к улучшению жизни людей, а способствовал дальнейшей поляризации социальных . слоев, обогащению одних и обнищанию других. Однако, полагал он, главный результат промышленной революции — утверждение нового типа производительных сил из орудия усиления эксплуатации можно превратить в средство повышения эффективности производственной деятельности, облегчения труда, создания всеобщего благоденствия (см.; Там же. — С. 18). Это невозможно решить без замены существующего общественного строя новым.

Путь к новому обществу Р. Оуан видел в обобществлении средств производства, ликвидации эксплуатации. Это, полагал он, можно осуществить путем создания и развития трудовых коммун, кооперативов. Оуэн не только теоретически обосновал это, но п пытался реализовать па практике. Он создал передовые по тем временам предприятия «Новую гармонию» в Нью-Лепарке и «Гармонихолл» в Манчестере, значительно улучшил условия груда и жизни рабочих, обеспечил наивысшую в тогдашних условиях производительность труда.

Новое общество, полагал Оуэн, обеспечит гармонию человека и природы, оно будет способно производить в изобилии материальные блага. Это общество будет представлять собой «полное равенство» «хорошо одетых, хорошо воспитанных и приятных людей». С утверждением такого общества исчезнут войны, перестанут существовать армии, всесторонне будут развиваться паука, техника. В таком обществе управление будет осуществляться па основе «пауки об обществе». «Если в условиях капитализма, — писал Оуэн, — руководят обстоятельства, то с помощью этой пауки общество будущего научиться руководить обстоятельствами». (Там же. — С. 231). В этом обществе станет бессмысленным накопительство, люди будут заботиться друг о друге.

назад - дальше

 

Лекции по политологии