Лекции по политологии - Основные этапы развития политической мысли - Взгляды О. Конта на общество и государство

Главная

  Введение
  Предмет политологии, её законы и категории
  Функции политологии, ее место среди других гуманитарных наук
  Основные этапы развития политической мысли
    Политические учения Древнего мира
    Политическая мысль Средневековья
    Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени
    Развитие политической мысли в эпоху Просвещения
    Развитие политологического знания классиками немецкой философии
    Политические воззрения представителей критического утопического социализма
    Взгляды О. Конта на общество и государство
    Марксистская политологическая мысль
    М. Вебер об обществе и власти
    Развитие политической мысли в России во второй половине XIX и в начале XX веков
    Многообразие политических концепций XX века
  Политическая жизнь общества. Политика в структуре политической жизни.
  Субъекты и объекты политики
  Нации и национальные отношения в политической жизни общества
  Теория власти и властных отношений
  Многообразие политических систем и политических режимов
  Государство как основной институт политической системы
  Политические партии и партийные системы
  Общественные организации и общественные движения
  Политическое сознание
  Политическая культура
  Политические конфликты и пути их разрешения
  Мировая политика и международные отношения


Играть в онлайн-игры

Взгляды О. Конта на общество и государство

Рождению науки в обществе, о которой мечтали представители критического утопического социализма во многом поспособствовало учение французского социолога Огюста (Августа) Конта (1798—1857). О. Конт явился основоположником социологии. Ему своим рождением обязана политическая социология.

Свои взгляды О. Конт изложил в ряде работ, основными и наиболее фундаментальными из которых явились «Курс позитивной философии» (6 томов), «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (4 тома).

Общество Копт рассматривал как целостную функциональную систему, элементы и подразделения которой тесно взаимосвязаны между собой. .Общество основано на разделении труда. «Основные идеи Копта относительно разделения труда — это идеи дифференциации деятельности и кооперации людей, или, творя иначе, разделение обязанностей и комбинаций усилий» (Арон Раймон. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993. — С. 118).

По Конту, общество постоянно находится под властью сил количества или богатства, пли того и другого. Такое состояние общества, полагал он, является вполне нормальным. Государство — это высоко развитая политическая форма. Оно необходимо [ля объединения специализированных частей, составляющих общество. Вместе с властью мирской, утверждал Конт, в обществе существует и власть духовная. Он не сомневался в том, что политика может быть разумной и неразумной. «Разумная политика, — писал О. Конт, — не может задаваться целью заставить развиваться человечество, которое приводится в движение собственными импульсами согласно закону, столь же неотвратимому, как закон гравитации. Но она задается целью облегчить развтие человечества, просвещая его» (цит. по: Арон Раймон. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993. — С. 86).

Огюст Конт сформулировал закон трех состояний интеллектуальной эволюции человечества. По его мнению, «весь общественный механизм покоится, в конечном счете, на мнениях» (цит. по указанному источнику), на идеях. Смена идей, полагал он, обусловливает переход общества от одного состояния к другому. Кош выделил три состояния человечества: первое— теологическое, второе — метафизическое, третье — позитивное. В первом состоянии все явления люди объясняли на основе религиозных представлений; во втором — сверхъестественные факторы в объяснении явлений действительности были заменены причинами; в третьем — появилась возможность позитивного, научного объяснения явлении, ибо возникла наука об обществе — социология («социальная физика»). Эта наука должна способствовать рациональной организации общественного порядка. Па третьей фазе развития человечества, которая является завершением истории человечества, снимается различие между мирской и духовной властью.

назад - дальше

 

Лекции по политологии