Лекции по политологии - Государство как основной институт политической системы - Происхождение государства. Типы государства.

Главная

  Введение
  Предмет политологии, её законы и категории
  Функции политологии, ее место среди других гуманитарных наук
  Основные этапы развития политической мысли
  Политическая жизнь общества. Политика в структуре политической жизни.
  Субъекты и объекты политики
  Нации и национальные отношения в политической жизни общества
  Теория власти и властных отношений
  Многообразие политических систем и политических режимов
  Государство как основной институт политической системы
    Государство, его сущность, основные признаки и функции
    Происхождение государства. Типы государства.
    Формы государственного устройства и правления
    Политическая роль бюрократического аппарата в государственном управлении
  Политические партии и партийные системы
  Общественные организации и общественные движения
  Политическое сознание
  Политическая культура
  Политические конфликты и пути их разрешения
  Мировая политика и международные отношения


Играть в онлайн-игры

Происхождение государства. Типы государства.

Государство, как неопровержимо свидетельствуют факты, накопленные исторической и другими науками, существовало не всегда. Исторически первой формой, организации человеческого общества были родоплеменные общины, верховная власть в которых принадлежала общему собранию. Эта форма организации общественной жизни основывалась на прочных родоплеменных связях. Она функционировала в условиях социальной однородности людей.

Развитие производительных сил, общественного разделения труда, социальной дифференциации закономерно привело к за мене родоплеменной формы организации общественной жизни новой — государством. По вопросу о возникновении государства высказаны самые разные точки зрения. По мнению, например, древнегреческого философа Платона государство появилось в результате врожденных людям социальных потребностей. Оно поддерживает порядок в обществе, обеспечивает защиту людей От внешних врагов. Государство, по Платону, зиждется на разделении труда между свободными гражданами. По мнению другого выдающегося философа Древней Греции Аристотеля, государство принадлежит к естественным образованиям, а человек от природы есть политическое животное.

Оригинальные мысли о возникновении государства высказали авторы теории общественного договора, в частности, английские философы Т. Гоббс, Д. Локк, французский философ Ж-Ж. Руссо. По мнению этих мыслителей, государство возникло из естественного догосударственного существования на основе общественного договора.

Вместе с указанными высказано и множество других представлений о происхождении государства. В частности, одни авторы считают, что государство возникло в результате механического объединения родов и племен, другие утверждают, что оно явилось следствием насилия.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе до настоящего времени варьируется сталинская интерпретация марксистско-ленинских представлений о возникновении государства. Суть этой интерпретации состоит в том, что государство явилось следствием единственной причины — появления частной собственности, антагонистических классов. Такое толкование происхождения государства далеко не в полной мере соответствует представлениям К. Маркса, Ф. Энгельса и В. II. Ленина. Указывая, что «государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 21. .— С. 172), что оно является машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса» (Там же. — С. 176), классики марксизма-ленинизма вместе С тем подчеркивали, что деятельность государства не ограничивается только этим, а включает « и выполнение общих дел, вникающих из природы всякого общества» (Там же. — Т. 25. — Ч. 1. — С. 422) Последнее означает, что они вторую причину возникновения государства видели в общественной потребности управления общественной жизнью, в поддержании общественного порядка.

Государство не предпослано обществу извне. Оно — продукт развития самого общества. Возникновение государства обусловлено двумя основными причинами: 1) разделением общества на противоположные классы и 2) общественной потребностью в поддержании порядка в обществе, в «выполнении общих дел», в управлении.

Вместе с возникновением государства появилось и право система норм и правил поведения людей на территории конкретного государства. Нормы и правила права существенно отличаются от норм морали, соблюдение которых обеспечивается лишь силой общественного мнения. Нормы права устанавливаются и охраняются силой государства. В правовых нормах закрепляется положение различных классов, социальных слоев и групп, их права и обязанности. Отражая и закрепляя волю господствующего класса или социального слоя, право вместе с.тем закрепляет и общечеловеческие нормы и принципы. По мере исторического развития общества закрепление этих норм и принципов нарастает. Однако, в отличие от норм морали эти нормы и принципы не являются нормами и принципами всего общества.

Государство — развивающееся явление. В процессе развития человеческого общества менялись исторические типы государства, формы государственного устройства и правления. Общецивилизационной тенденцией развития государства является постепенное превращение государства в орган выражения общих потребностей и интересов всего общества в целом (см.: Фарукишн М. X. Политическая система общества// Социально-политические науки. — 1991. — № 5. — С. 69).

Государства с одинаковой сущностью охватываются понятием «исторический тип государства». В отечественной научной литературе указываются четыре исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государство.

Исторически первым типом государства явилось рабовладельческое государство. Это государство являлось безраздельной диктатурой рабовладельцев. Оно выражало, и защищало их интересы. Оно не признавало за людей рабов, отводило им роль «говорящих орудий труда», «особой породы зверей».

Вторым историческим типом государства явилось феодальное государство. По сравнению с рабовладельческим это государство было значительно более сложным: разросся аппарат управления, выросла численность армии, усложнился процесс судопроизводства .увеличилось количество тюрем и т. д. Представляя собой диктатуру феодалов, феодальное государство по сравнению с рабовладельческим, безусловно, явилось шагом вперед па пути прогресса человеческого общества. Феодал не имел права распоряжаться жизнью крепостных. Феодальное право, с,читая крепостных неполноценными людьми, оберегало привилегии одних сословий и почти полное бесправие других.

На смену феодальному государству на определенном этапе развития общества пришло государство буржуазное. Появление этого государства знаменовало собой значительное продвижение человечества по пути прогресса. Буржуазное государство в значительной мере ликвидировало сословность, ввело конституции, провозгласило права, свободы и обязанности граждан, оформило разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. По сравнению с предыдущими это государство значительно разрослось, в большей мере обособилось от общества и стало развиваться по собственным законам, которые далеко не в полной мере совпадают с законами развития общества.

Что касается четвертого из названных исторических типов государства — социалистического, то он в сути своей не реализован па практике. Сталинская модель общественного устройства, которая в течение нескольких десятилетий функционировала в бывшем Советском Союзе и в странах Восточной Европы, с социализмом имела мало что общего. Государства, которые именовались общенародными социалистическими, в действительности во многом являлись диктатурой партийно-государственного аппарата. Для этих государств были характерны сверхцентрализм власти, административный произвол. Эти государства использовали административно-командные методы управления общественными процессами, анонимность управленческих решений. Аппарат этих государств был бюрократическим и не имел реальной опоры в трудовом народе. Он, как правило, нарушал принятые законы, права и свободы граждан.

В последние годы много говорится о гражданском обществе и правовом государстве. При этом высказываются самые разные точки зрения. Одни утверждают, что гражданское общество и правовое государство существуют в индустриально развитых странах Запада, другие заявляют, о несовместимости государства с гражданским обществом, третьи иногда договариваются до того, что вопрос о гражданском обществе и правовом государстве впервые поставили лидеры политических партий и движений, появившихся в последние годы, и т. д. Многие из этих и им подобных заявлений не соответствуют действительности.

Понятие «гражданское общество» появилось после французской буржуазной революции XVIII века, которая уничтожила сословность и провозгласила Декларацию прав человека и гражданина. Появление понятия «гражданское общество» символизировало равноправие граждан в отличие от., бесправного положения подданных в предыдущих обществах. Оно вместе с тем означало, что граждане начали осознавать свои личные интересы и соотносить их с интересами общества, государства. Гражданским может называться такое общество, которое гарантирует человеку свободный выбор его экономического и политического бытия, не только провозглашает, по и гарантирует человеку права и свободы. В гражданском обществе взаимоотношения граждан и государства осуществляется на основе законов, принятых демократическим путем. В таком обществе господствует взаимная ответственность государства и граждан. Такое общество не исключает наличие правового государства.

Термин «правовое государство» в пауку ввел немецкий философ И. Кант. Этот мыслитель, как показано в третьей главе данной работы, разработал и философские основы правового государства. Это, однако, не означает, что Кант явился первым, кто высказал идею о правовом государстве. Многие положения, раскрывающие сущность такого государства, высказаны еще мыслителями Древней Греции и Древнего Рима, нашли отражение в работах просветителей. Идея правового государства получила развитие и в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс сущность правового государства видели в утверждении суверенности народа как источника власти, в подчинении государства обществу. «Свобода, — писал К. Маркс. — состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 19. — С. 26). Эту же мысль четко проводил и Ф. Энгельс. Он отмечал: «Для нас... незыблимо, что отношения между правящими и управляемыми должны быть установлены на почве права...» (Там же. — Т. 41. — С. 125).

Определяя правовое государство, практически все исследователи так или иначе связывают его с правом. При этом многими из них под правом понимается совокупность законов и правовых актов, изданных государством, «мера свободы граждан, выраженная в системе исходящих от государства и обеспеченных ИМ норм, регулирующих общественные отношения...» (Словарь социологических и политологических терминов. — Киев, 1992:— С. 134), что право появилось раньше государства. Авторы, отстаивающие эту точку зрения, как правило, ссылаются на Цицерона, который отмечал, что право возникло раньше государства. С такой постановкой вопроса, безусловно нельзя согласиться. Дело не в том, что появилось раньше государство или право, а в том, какое содержание вкладывается в понятие «право». Безусловно, нормы, регулирующие отношения между людьми, появились вместе с отделением человека от животного царства. Они не перестали существовать и после появления государства. Возникновение государства привело к тому, что некоторые из существовавших ранее норм утратили свое первоначальное содержание, другие были заменены новыми нормами, отвечающие новым реалиям. Появление государства ознаменовало собой вступление человечества в такую полосу развития, когда право одной части общества всякий раз оказывается бесправием другой. Из этого, однако, не следует, что общество не нуждается в регулировании с помощью законов, изданных государством. Такое регулирование жизненно необходимо. Оно служит нормальному функционированию и развитию общества, тогда, когда его сущность не камуфлируется рассуждениями о том, что «правовые законы являются таковыми тогда, когда они соответствуют праву». Для правового государства должно быть характерно не право вообще (такого права в реальной действительности никогда не было и быть не может), а право, которое выражает и защищает интересы общества.

Следовательно, правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путем, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего социального слоя, в котором законы, принятые абсолютным большинством граждан, соблюдаются не только гражданами, по и всеми государственными органами и должностными лицами вне зависимости от их ранга, все несут равную ответственность за нарушение законов, организация и функционирование государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей. В правовом государстве не только провозглашаются, но и обеспечиваются (гарантируются) права и свободы личности, реализуется принцип взаимной ответственности государства и всех, кто вступает с ним во взаимоотношения. Правовым может называться государство, законодательные органы которого избираются большинством граждан и находятся под реальным контролем народа.

назад - дальше

 

Лекции по политологии