Лекции по политологии - Многообразие политических систем и политических режимов - Политические системы — средство организации субъектов политики, их многообразие

Главная

  Введение
  Предмет политологии, её законы и категории
  Функции политологии, ее место среди других гуманитарных наук
  Основные этапы развития политической мысли
  Политическая жизнь общества. Политика в структуре политической жизни.
  Субъекты и объекты политики
  Нации и национальные отношения в политической жизни общества
  Теория власти и властных отношений
  Многообразие политических систем и политических режимов
    Политические системы — средство организации субъектов политики, их многообразие
    Политические режимы, их типы
    Демократия, ее сущность и основные признаки проявления
  Государство как основной институт политической системы
  Политические партии и партийные системы
  Общественные организации и общественные движения
  Политическое сознание
  Политическая культура
  Политические конфликты и пути их разрешения
  Мировая политика и международные отношения


Играть в онлайн-игры

Политические системы — средство организации субъектов политики, их многообразие

Политические институты, взаимосвязанные друг с другом, обеспечивающие дополнение друг друга, образуют политические системы. Политические системы — это совокупность институтов, организаций, учреждений, выполняющих функции субъекта политической власти или функции субъекта борьбы против него.

В политические системы входят государство с его законодательными, исполнительными, принудительными, хозяйственными и иными органами, политические партии, общественные организации, группы поддержки, давления и т. д. Политические системы проявляют себя в действиях. Степень и характер взаимосвязей элементов политических систем в реальной действительности бывают разными. Это обусловливает существование разнообразных политических систем, которые, как достаточно аргументировано показывает С. С. Андреев, в зависимости от их характерных свойств могут быть объединены в две основные группы: 1) целостные (органические) политические системы, 2) суммативные, политические системы.

Целостные (органические) политические системы возникают тогда, когда отношения между их элементами имеют взаимопроникающий, взаимообусловленный и взаимодополняющий характер. Суммативные политические системы складываются, тогда, когда «происходит простое соединение качеств» составляющих их политических структур. Целостные (органические) политические системы «создают целое, свойство которого больше суммы свойств его частей». Свойство суммативной политической системы «равно сумме свойств его частей». .

Возникновение политических систем осуществляется по объективным законам функционирования и развития общества. Естественной материальной основой возникновения и развития политических систем выступают объективно существующие экономические связи, соответствующие определенному уровню развития .производительных сил. Непосредственной причиной, обусловливающей возникновение политических систем является общность коренных интересов классов, социальных слоев и групп (см.: Андреев С. С. Политические системы и политическая организации общества// Социально-политические науки. — 1992.— № ;. — С. 23—24).

Поскольку в реальной действительности существуют и осуществляют свою жизнедеятельность самые разнообразные классы, социальные слои и группы, интересы которых не только значительно различаются, но зачастую и взаимно исключают друг друга, постольку в каждом конкретном обществе складывается и функционирует несколько политических систем. Эти политические системы в той или иной степени в конечном итоге можно свести к двум основным — политической системе господствующего класса, социального слоя и к политической системе тех классов, социальных слоев и групп по отношению к которым его господство осуществляется. «В обществе с противоположными интересами, — совершенно правильно отмечает С. С. Андреев, — как правило, складываются две политические системы: господствующего класса и угнетенного. Если первая создает субъект власти, то вторая — субъект борьбы против него...» (Там же. — С. 24).

Эти две политические системы — это абстракции. В реальной действительности они не существуют в чистом виде, не являются абсолютно политическими системами соответственно только господствующего социального слоя и только противостоящих ему социальных слоев и групп.

Политическая система господствующего социального слоя, обеспечивая в целом реализацию интересов этого слоя, в то же время в той или иной степени обеспечивает удовлетворение потребностей классов, социальных слоев и групп, которые противостоят ему. Политическая система противостоящих господствующему социальных слоев и групп, создавая субъект борьбы против субъекта власти, вместе с тем в той или иной мере способствует его действиям. Это обусловливается социальной- неоднородностью классов, социальных слоев. Господствующий и противостоящие ему социальные слои представлены множеством различных социальных групп, интересы которых не только часто не совпадают, но и во многих случаях противоположны. Эти социальные слои и группы, руководствуясь своими интересами, действуют далеко не в одном направлении. Причем действия некоторых социальных групп, социальных слоев, например, противостоящих господствующему социальному слою, могут в значительной большей степени способствовать реализации интересов господствующего социального слоя, чем реализации интересов других групп «своего» социального слоя. В то же время отдельные группы господствующего социального слоя могут добиваться реализации интересов определенных групп социальных слоев, противостоящих господствующему социальному слою.

Существование внутри классов, социальных слоев множества социальных групп с различающимися, а нередко и с противоположными интересами обусловливает постоянную изменчивость политических систем, их динамизм. «По своей сути политические системы являются динамичными, они подвержены изменениям различной скорости и глубины. Даже те системы, которые производят впечатление неподвижности претерпевают изменения, которые вследствии их медленности, трудно заметить. Изменения, как быстрые, так и медленные, выступают как существенная характеристика политических систем» (Санистебан Л. С. Основы политической науки. — М., 1992. — С. КЗ).

Все многообразие интересов социальных групп, деятельность которых обусловливаем изменение господствующих политических систем, ряд исследователей (см, например: Санистебан Л. С. Основы политической науки. М 1992 С. 83—92) сводит к трем основным позициям: консервативной, реформистской и революционной. Социальные гриппы, интересы которых по отношению к существующей господствующей политической системе характеризуются как консервативные, обосновывают справедливость существующей политической системы и всеми способами и средствами стараются сохранить эту систему. Консервативную позицию занимают социальные группы, представляющие господствующие классы и социальные слои. Интересам этих групп противостоят интересы социальных групп, которые стремятся к улучшению существующей господствующей политической системы без изменения ее сущности. Позиция этих групп является реформистской. Суть этой позиции состоит в стремлении к таким изменениям в господствующей политической системе., которые не изменяли бы ее радикально, но снижали бы размах социальных взрывов и позволяли бы господствующему социальному слою сохранять политическую власть. Вместе с консервативной и реформистской позициями в реальной действительности имеет место и революционная позиция. Социальные группы, занимающие эту позицию, стремятся к npeo6paзованию всего существующего общественного порядка, к замене господствующей политической системы новой, основанной на других принципах политической власти. Революционную позицию в отличие от реформистской, которая характерна, как правило, для некоторых социальных групп политически господствующего социального слоя, занимает ряд групп противостоящих господствующему социальных слоев, классов. Постоянное противоборство названных позиций обусловливает изменение господствующих политических систем (см.: Там же. — С. 83—84).

Политические системы господствующих и противостоящих им социальных слоев, классов весьма разнообразны. Их разнообразие обнаруживается как на протяжении всего предшествующего исторического развития человечества, так и в настоящее время.

Исторически первыми явились политические системы рабовладельческого общества. В условиях этого общества функционировали политическая система рабовладельцев и политическая система рабов. Более развитой во всех отношениях из этих систем, безусловно, являлась политическая система господствующего класса. Она выражала и защищала открыто интересы рабовладельцев и не признавала за людей рабов, отводя им роль «говорящих орудий труда». Эта «политическая система выступала прежде всего как система государственных органов. При этом она включала в себя связи как по вертикали, так и горизонтали...» (Андреев С. С. Политические системы и политическая организация общества// Социально-политические пауки. — 1992.— № 1. — С. 25). Вместе с государственными органами в эту систему входили также различные союзы, объединения рабовладельцев, а в последующем и их политические партии (безусловно, в понимании соответствующему рассматриваемому этапу развития общества).

В условиях рабовладельческого общества весьма слабо была развита политическая система угнетенного класса. Эта политическая система была представлена тайными союзами, обществами, объединениями рабов. О наличии политической системы рабов, в частности, достаточно убедительно свидетельствуют восстание Спартака, другие восстания рабов. В целом же в силу своей явно недостаточной развитости политическая система рабов не могла оказывать существенного противодействия политической системе господствующего класса.

По сравнению с рабовладельческим обществом политические системы значительно усложнились в условиях феодализма. Наряду с политическими системами на уровне королевской власти при феодализме существовали политические системы в границах собственности феодалов, политические системы церкви, ремесленников, крестьян.

Существование политических систем на уровне королевской власти и политических систем в границах собственности феодалов обусловливалось особенностями натурального хозяйства. Натуральное хозяйство не обеспечивало прочных экономических связей в масштабах стран в целом. Поэтому политические системы на уровне королевской власти являлись суммативными. Политические системы в границах собственности феодалов в силу большей прочности экономических связей приближались к целостным. «Особую политическую систему, претендующую на исключительность в условиях средневековья, создавала церковь. В роли системообразующего субъекта выступало папство, а материальными носителями связей и отношений становились не только церкви..., но. и монастыри, монашеские ордена... При этом некоторые из орденов создавали свои государства...» (Там же. — С. 26).

Церковная политическая система в условиях феодализма характеризовалась устойчивостью. Она имела достаточно прочные административные связи. Как и политическая система на уровне королевской власти, политические системы в границах собственности феодалов, церковная политическая системы выражали и защищали интересы господствующего класса. Этим политическим системам противостояли, хотя далеко не постоянно оказывали заметное противодействие, политические системы крестьян, ремесленников.

Политическая система крестьян в эпоху феодализма была представлена разрозненными, весьма непрочными объединениями крестьян, которые были далеки от осознания своих политических интересов. Противодействие политическим системам господствующего класса эта политическая система в заметной степени оказывала в периоды крестьянских войн. По сравнению с политической системой крестьян более активно действовала политическая система ремесленников, особенно в лице союзов подмастерьев. Система общественных (по сути общественно-политических) организаций подмастерьев — союзов подмастерьев начала складываться в XIII веке. Особенно широко она распространилась в XIV—XVII веках и продолжала существовать до середины XIX века. Союзы подмастерьев не только организовывали борьбу подмастерьев против мастеров, но и активно участвовали в городских движениях, в том числе и политического характера (см.: Там же. — С. 26).

На определенном этапе развития общества политические системы феодализма закономерно уступили место политическим системам буржуазной эпохи, появление которых знаменовало собой значительное продвижение человечества по пути прогресса. Это нашло выражение в том, что с утверждением капитализма в значительной степени была ликвидирована сословность, были введены конституции, провозглашены права, свободы, обязанности граждан, было оформлено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Политические системы буржуазного общества по сравнению с политическими системами, которые существовали на предыдущих этапах развития человечества, являются не только более сложными, но н, несмотря на присущий им динамизм, более устойчивыми. Эти политические системы весьма разнообразны однако все они в конечном счете сводятся к двум основным: буржуазной и пролетарской (в последующем политической системе трудящихся). Буржуазная политическая система включает всю совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии, различные общественные организации. Политическую систему пролетариев (в настоящее время политическую систему трудящихся) представляют политические партии, общественные организации, движения. Буржуазная политическая система выступает в качестве субъекта власти, пролетарская является субъектом борьбы против него. Буржуазная и пролетарская политические системы находятся в состоянии постоянного устойчивого противоборства друг с другом. Предпочтительное положение в этом противоборстве занимает буржуазная политическая система, ибо она включает в себя органы государственной власти, мощную систему средств массовой информации. Располагая органами государственной власти, буржуазия имеет возможность использовать любые средства политического воздействия на противоположную политическую систему вплоть до насилия. Реализации интересов этого класса способствуют и политические (не только правящая, но и оппозиционные, религиозные и другие) партии, которые помогают ей выдавать свой интерес за общечеловеческий (см.: Там же. — С. 27). Огромную роль в реализации интересов буржуазии играют находящиеся в ее распоряжении средства массовой информации.

Важнейшей особенностью политических систем буржуазии и трудящихся является многопартийность. В последние десятилетия практически во всех индустриально развитых странах как буржуазная, так и политическая система трудящихся включают несколько политических партий.

Буржуазная и пролетарская политические системы — явления развивающиеся. По мере прогресса они взаимообогащают друг друга. Это находит выражение, прежде всего в том, что они в нарастающей степени, хотя далеко непрямолинейно, начинают выражать общие интересы.

Политические системы существующих в настоящее время обществ весьма разнообразны. Ныне практически для всех стран мирового сообщества характерно наличие множества политических систем. В США, например, являющихся федеративной республикой, действуют политические системы На уровне страны в целом, 50 штатов и федерального округа Колумбия. Каждая из этих систем, в свою очередь, складывается из политических систем господствующего класса, трудящихся, белого и черного населения и т. д.

Политическая система господствующего класса в США включает в себя все государственные органы, политические партии, некоторые профсоюзы и т. д. Законодательная власть в этой стране принадлежит конгрессу, который состоит из сената и палаты представителей. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки осуществляется президентом, который является главой государства- правительства и главнокомандующим вооруженными силами. Президент США назначает правительство. Судебная власть в США, как говорится в конституции этой страны, осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые утверждаются конгрессом. В США действует двухпартийная система, при которой в отправлении государственной власти сменяют друг друга основные партии господствующего класса — республиканская и демократическая. Реализации интересов этого класса способствует руководство основного профсоюзного объединения — Американской федерации труда. Его интересы реализуют также многие организации, в частности, Национальная ассоциация промышленников, Торговая палата, Моральное большинство и другие. Государственные органы США располагают мощной сетью средств массовой информации как внутри страны, так и на международной арене. Конгресс США финансирует, к примеру, радиостанцию «Свобода».

В последние десятилетия политическая система господствующего класса США вместе с реализацией интересов этого класса в той или иной степени стремится удовлетворить потребности других классов, социальных слоев. Вместе с тем увеличивается ее роль в решении проблем, встающих перед обществом в целом. В качестве одного из субъектов борьбы против субъекта власти в США выступает политическая система черного населения, включающая в себя Негритянский американский профсоюзный совет, Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения. Союз борьбы против расовых и политических преследований и т. д.

Весьма многоцветна палитра политических систем пашей страны в настоящее время. Она включает в себя сейчас политические системы практически всех многочисленных классов, социальных, слоев и групп российского, общества. Эти политические системы вместе с тем значительно различаются в отдельных республиках; регионах. Все это многообразие политических систем российского общества, как и в других странах, сводится в конечном итоге к двум основным — к господствующей политической системе, выполняющей функции субъекта власти, и политической системе, противостоящей ей, и включающей политические системы оппозиционных сил и выполняющей функции субъекта борьбы против субъекта власти. Характерной особенность господствующей в настоящее время в Российской Федерации политической системы является то, что в образующих ее институтах, учреждениях и организациях крайне незначительна доля представителей рабочих, крестьян. Противостоящая господствующей политической системе политическая система оппозиционных сил — суммативная система. Характеризовать ее как систему можно со значительными оговорками, ибо составляющие ее партии, организации и т. д. действуют разрозненно, нередко ведут борьбу друг против друга, а не против господствующей политической системы.

Одной из важнейших особенностей развития политических систем в настоящее время является нарастание их взаимодействия с религией. Это обусловливается множеством- причин: массовое включение в политическую жизнь верующих, нарастающая активность духовенства в политической жизни ряда стран и на международной арене, пересмотр взаимоотношений с церковью правительствами ряда стран, активное участие многих церквей в антивоенном движении и т. д.

По данным Британской энциклопедии, религиозный состав населения в 80-х года выглядел следующим образом: католики — 579,6 миллиона человек, протестанты — 341,5 миллиона человек, православные — 76,4 миллиона человек, мусульмане — 589,1 миллиона человек, индуисты — 471,9 миллиона человек, буддисты — 254 миллиона человек, конфуциане — 166,1 миллиона человек, синтоисты — 57,2 миллиона человек, даосисты— 31,3 миллиона человек, иудеи — 14,3 миллиона человек (см.: Иоффе Я. Л. Мы и планета. — М., 1985. — С. 19—20). Эти данные, конечно, не претендуют на абсолютную точность. Однако), они дают достаточно ясное представление о влиянии религии на политическое сознание, а тем самым и на политические системы Наглядное представление о связи господствующих политических систем с церковью можно получить па примере католицизма. Политическим и идейным центром католицизма, как известно, является Ватикан, существующий в двух ипостасях. Это одновременно и крошечное город-государство и «святой престол» католической церкви. Влияние Ватикана на политическую жизнь многократно превышает его размеры. Ватикан обменивается послами с более чем со ста странами. Он является членом Европейской конфедерации по космическим исследованиям, имеют своего представителя в ЮHECKO и т. д.

Активное участие католической церкви в политической жизни не ограничивается Ватиканом. Роль католической церкви значительна во многих странах. В ФРГ, например, служители церкви открыто призывают всех католиков голосовать за кандидатов ХДС/XCG .заявляя, что все те, кто не проголосует за них, неизбежно попадут в ад.

Серьезное влияние на политическую жизнь, политические системы в настоящее время оказывает ислам. Начиная с 70-х годов и особенно после победы «исламской революции» в Иране, в странах мусульманского Востока наблюдается прямое сращивание государственных структур с религиозными. Свыше 30 развивающихся стран официально провозгласили ислам основой своей государственности. В последнее время усиливается влияние ислама в политической жизни ряда бывших республик Советского Союза.

Существенной особенностью развития политических систем. особенно господствующих, в последние годы является нарастание в их деятельности роли предприятий, организаций и учреждений, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации через телевидение, радио, печать. Уже к середине 80-х годов в Японии, например, на 1000 жителей приходилось 562 экземпляра газет, в СССР — 422, в США — 268. В мире насчитывалось 120 информационных и телеграфных агентств, 46 тысяч телевизионных станций, 30 тысяч радиостанций, 100 государств использовали космическое телевидение, 86 государств вели передачи на иностранную аудиторию (см.: Политология: Курс лекций. — М., 1993. — С. 59).

Мера проявления политической системы в качестве субъекта власти или субъекта борьбы против него зависит от степени ее организации.

Сущность господствующих политических систем во многом определяется существующим политическим режимом.

назад - дальше

 

Лекции по политологии