Лекции по политологии - Нации и национальные отношения в политической жизни общества - Нации как субъекты и объекты политики. Национальный вопрос.

Главная

  Введение
  Предмет политологии, её законы и категории
  Функции политологии, ее место среди других гуманитарных наук
  Основные этапы развития политической мысли
  Политическая жизнь общества. Политика в структуре политической жизни.
  Субъекты и объекты политики
  Нации и национальные отношения в политической жизни общества
    Нации как субъекты и объекты политики. Национальный вопрос.
    Национальные, межнациональные отношения и политика
  Теория власти и властных отношений
  Многообразие политических систем и политических режимов
  Государство как основной институт политической системы
  Политические партии и партийные системы
  Общественные организации и общественные движения
  Политическое сознание
  Политическая культура
  Политические конфликты и пути их разрешения
  Мировая политика и международные отношения


Играть в онлайн-игры

Нации как субъекты и объекты политики. Национальный вопрос.

Прежде чем рассматривать проблему наций как субъектов и объектов политики, необходимо уяснить содержание понятий «нация», «национальность», «национальные отношения», «межнациональные отношения», «национальный вопрос».

В научной, учебной, учебно-методической литературе, не говоря уже о публицистике, сплошь и рядом обнаруживается «разночтение» этих понятий. При этом нередко одним и тем же термином обозначается разное содержание.

Нация — это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся общностью их экономической жизни, языка, территории, психического склада, особенностей характера и культуры.

Таковы основные признаки нации. Условно их можно подразделить на три группы: 1) нация — это экономическая общность, 2) нация — это этническая общность, 3) нация — это общность, которая характеризуется общим языком.

Названные признаки объективны как объективно само существование наций. В этой связи вполне можно согласиться с П. Б. Струве, который считал, что «национальное начало» «без всякого принуждения владеет человеком» (Цит. по: Татарникова С. II. Концепция политики национального согласия П. Б. Струве //Социально-политические науки. — 1991. — № 12. — С. 92), но вопреки его утверждению «национальное начало» никогда не было и не может быть «мистическим».

Указанные три группы признаков только в единстве дают верное представление о нации. Для правильного понимания нации эти признаки нельзя разъединять, а тем более противопоставлять. В реальной действительности это обеспечивается далеко не всегда. Нередко в качестве главного признака нации рассматривается язык. Довольно широко распространено отождествление понятия «нация» с понятием «этническая группа». Нередко нация сводится к государственности. Эти и им подобные толкования не отражают реальной действительности. В этом легко можно убедиться па простых примерах. Например, на одном языке говорили представители племени много веков раньше появления нации. Государственные границы во многих случаях не совпадают с территориями, на которых осуществляют, свою жизнедеятельность многие нации.

Неправомерно отождествление понятия «нация» с понятием «национальность». Эти понятия, хотя и являются близкими, отражают разное содержание. Понятие «национальность» обозначает этническую общность. Оно является более узким по сравнению с понятием «нация».

Нации — продукт исторического развития. Они пришли на смену народностям, хотя и не исключили их существование полностью, вместе с утверждением капитализма. В настоящее время вместе с нациями продолжают существовать и другие общности люден: народности, племена. Сейчас в мире насчитывается свыше двух тысяч наций, народностей, этнических групп. Абсолютное большинство из них осуществляют свою жизнедеятельность, в многонациональных странах. Об этом красноречиво говорит численность государств. В настоящее время число государств - членов ООН составляет всего лишь примерно 18 десятков. Нация — развивающееся явление. Развитие наций подчиняется действию объективного закона. В основе развития наций лежит противоречие между интернационализацией общественной жизни и стремлением народов к сохранению своей национальной самобытности, своего языка традиций, обычаев, культуры. Этот закон получил отражение в идее В. И. Ленина о двух тенденциях в развитии наций. Первая — пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против национального гнета, создание национальных государств. Вторая — развитие и учащение всяческих отношений между нациями, ломка национальных перегородок, интернационализация экономической жизни, политики, науки и т. д. (см.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 24, — С. 124). Суть закона развития наций, по В. И. Ленину, — в противоположности этих тенденций.

Закон развития наций, видоизменяясь в ходе исторического процесса, действует объективно во всем человеческом сообществе. Его действие не может быть отменено субъектами политики, хотя и может быть подвергнуто значительным извращениям.

Понятие «национальный вопрос» употребляется в разных значениях. Исторически этот термин возник в многонациональных странах как понятие, выражающее взаимоотношение угнетенных и угнетающих наций, проблем ликвидации национального угнетения, неравноправия наций, расовых и этнических групп. В этом смысле национальный вопрос — это вопрос о преодолении национального неравноправия, деления наций на привилегированные И неполноправные, на угнетающие и угнетенные, об освобождении угнетенных наций, о ликвидации национального гнета. Национальный вопрос — «это неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных. великодержавных; это, наконец, атмосфера национальной розни, национальных распрей, вражды и подозрений на национальной почве» (Тавадов Г. Т. Политика и национальные отношения// Социально-политические науки. — 1991. — № 10. — С. 22).

В более широком смысле понятие «национальный вопрос» обозначает совокупность национальных проблем па определенном этапе развития той или иной многонациональной страны.

Национальный вопрос нигде и никогда не существовал и не существует в «чистом» виде. Национальные и межнациональные отношения тесно взаимосвязаны и переплетаются с другими отношениями. Представляя собой взаимоотношения людей, принадлежащих к различным этносам, они испытывают огромнейшее воздействие экономических и политических факторов. Одновременно на них значительное воздействие оказывает принадлежность людей к определенным классам, социальным слоям и группам. Весьма заметную роль играют также исторически сложившиеся традиции, географические и культурные условия, господствующая и распространяемые идеологии.

Национальный вопрос — это «совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, проявляющихся, в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения между нациями, народностями» (Тавадов Г. Т. Политика и национальные отношения// -Социально-политические науки. — 1991. — № 10. — С. 23). Национальный вопрос никогда не существовал и не существует в абстрактном виде. Он всегда конкретен.

С момента своего появления нации являются важнейшими субъектами и объектами политики.

В научной, учебной, учебно-методической литературе широко распространена точка зрения, согласно которой одни нации якобы являются объектами политики, другие ее субъектами. Эта точка зрения не соответствует реальной действительности. Все нации вне зависимости от уровня их экономического, социального, культурного развития в реальной действительности одновременно являются и субъектами, и объектами политики. Таковыми они являются также вне зависимости от того господствующей или угнетенной данная нация является.

Национальные проблемы, например, такие, как интересы суверенного развития, юридического и фактического равенства наций и т. д., играют важнейшую роль в политике и нередко выступают основной причиной повышения политической активности тех или иных слоев нации, нации в целом. Национальные ценности играют заметную роль в формировании политических институтов, политических систем, в том числе и господствующей системы. Однако, отмечая это, следует иметь в виду, что роль наций в качестве субъектов политики в конкретных странах, в конкретных условиях далеко неодинакова.

Нация господствующая, как правило, в своем распоряжении имеет мощную систему государственных органов. Реализуя свои интересы в политике, она опирается на государственные законодательные, исполнительные, судебные и принудительные органы, средства массовой информации и т. д. Всего этого лишены угнетенные нации. Однако, постоянно являясь объектом политики господствующей нации, они вместе с тем проявляют себя и как субъекты политики хотя бы потому, что в той или иной степени оказывают противодействие господствующей нации.

О том, что угнетенные нации не являются только объектами политики говорит и тот факт, что политика господствующей нации никогда не проявляется в чистом виде. В каждой конкретной ситуации она представляет собой своеобразную сумму реализации интересов господствующей нации и противостоящих им интересов угнетенных наций. Игнорирование господствующей нацией интересов других наций и народностей в политике чревато серьезными негативными последствиями для нее и для общества в целом.

назад - дальше

 

Лекции по политологии