Лекции по политологии - Политическое сознание - Понятие политического сознания и его структура

Главная

  Введение
  Предмет политологии, её законы и категории
  Функции политологии, ее место среди других гуманитарных наук
  Основные этапы развития политической мысли
  Политическая жизнь общества. Политика в структуре политической жизни.
  Субъекты и объекты политики
  Нации и национальные отношения в политической жизни общества
  Теория власти и властных отношений
  Многообразие политических систем и политических режимов
  Государство как основной институт политической системы
  Политические партии и партийные системы
  Общественные организации и общественные движения
  Политическое сознание
    Понятие политического сознания и его структура
    Разнообразие идеологий, их взаимоотношение с политикой
  Политическая культура
  Политические конфликты и пути их разрешения
  Мировая политика и международные отношения


Играть в онлайн-игры

Понятие политического сознания и его структура

Сознание — сложнейшее образование. Одним из его компонентов является политическое сознание, представляющее собой совокупность представлений, взглядов, установок, выражающих отношение как отдельных .людей, так п их различных общностей к политической власти, государству и его органам, партиям, политическим организациям и движениям, традициям, нормам политической жизни, политическим ценностям. Без изучения политического сознания невозможно достаточно полно познать законы формирования, функционирования и развития политической власти, понять действия субъектов и объектов политики.

Политическое сознание начало складываться вместе с возникновением социального неравенства, политики, политических отношений, институтов, организаций и учреждений и развивается, вместе с ними.

Политическое сознание — это, с одной стороны отражение в сознании людей политического бытия, а с другой стороны, выражение интересов людей и их общностей. В целом политическое сознание — это субъективный образ политического бытия. Субъективность образа означает прежде всего принадлежность его субъекту, а не объективному миру. Вместе со сторонами, которые представляют собой копни, фотографии реального и существовавшего ранее политического бытия, в нем содержится и то, что обусловлено спецификой жизненного опыта, интересами, установками, социальной позицией субъекта. Субъективность образа предполагает также неполноту отражения. Образ воспроизводит сущность политических процессов и явлений лишь с большей или меньшей степенью приближения (см.: Андреев С. С. Политическое сознание и политическое поведение// Социально-политический журнал. — 1992. — № 8. — С. 10).

Политическое сознание проявляется на двух уровнях, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, вместе с тем характеризуются специфическими чертами.

Первым уровнем политического сознания, вырастающим непосредственно из политического бытия, является эмпирический. Эмпирическое (психологическое, обыденное, массовое) политическое сознание образуют представления, взгляды, настроения, чувства, стремления и т. д. людей, которые возникают у них в процессе непосредственного участия в политической жизни и фиксируют непосредственные проявления политического процесса. Это сознание включает в себя, вместе с тем, и мысли, перешедшие от прошлых поколений и воспринимаемые людьми каких собственные, а также традиции, обычаи, привычки.

Образы эмпирического сознания теоретически не обобщены.

Они зачастую не отражают сущности явлений политической жизни. Знания людей о политическом процессе, политических явлениях на эмпирическом уровне поверхностны. Фиксация отношения К политическим явлениям на этом уровне сознания неустойчива, переменчива. На этом уровне политического сознания мысли сплошь и рядом не отделены от эмоций.

Важнейшей особенностью эмпирического политического сознания является то, что характерные для него мысли, взгляды, чувства могут прямо перерастать в действие, поведение.

Совершенно другие характерные черты имеет второй — идеологический (теоретический) уровень политического сознания.

«Если обыденный уровень политического сознания приходит сам и выступает как результат стихийного процесса духовного освоения действительности в рамках повседневной практической деятельности (освоение обобщенного жизненного опыта людей), то теоретический уровень предполагает более или менее организованный духовный труд» (Там же. — С. 15). Теоретическое политическое сознание формируется идеологами классом, социальных слоев и групп. Они разрабатывают концепции, программы, платформы, выдвигают идеи, создают теории и т. д., составляющие в своей совокупности идеологии этих классов, социальных слоев, групп.

Понятие «идеология» в науку ввел в начале XIX века французский философ и экономист Дестют де Траси для обозначения учения об идеях. «Идеология — читаем у В. И. Даля, — мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли». В современном научном смысле идеология — система взглядов, идей, представлений, духовных ценностей, знающих и оценивающих отношения людей друг к другу, к обществу в целом, осмысливающих цель социальной деятельности людей и их общества в целом. Идеология это теоретическое осознание людьми споет общественного бытия, отраженное в системе понятий разных форм общественного сознания — философии, политическом, правовом сознании, морали, искусстве, религии.

Важнейшая особенность идеологического уровня политического сознания состоит в том, что на этом уровне знание теоретически обоснованно. Во многих случаях взгляды, представления этого уровня политического сознания верно отражают сущность политических явлений, раскрывают их с достаточной полнотой. Однако так бывает далеко не всегда потому, что они представляют собой не только отражение политического бытия, но и выражение политических интересов определенных социальных сил.

Многие из этих сил в зависимости от конкретных условий, реализуя корпоративные, а нередко и корыстные, политические цели, зачастую бывают заинтересованы не в адекватном отражении действительности, а в ее искажении, завуалировании реальных политических процессов. Для реализации этих целей их идеологи разрабатывают определенные концепции, выдвигают и обосновывают определенные идеи, создают нужные теории. Эти концепции, идеи, теории благодаря их усиленной пропаганде получают иногда значительное распространение, хотя далеко не адекватно отражают политическую реальность.

Теоретическая обоснованность представлений, взглядов на идеологическом уровне политического сознания не является его единственной особенностью. Второй их существенной особенностью является то, что по сравнению с представлениями, взглядами обыденного сознания они в значительно большей мере освобождены от чувств, настроений. Однако, отмечая эту особенность представлений, взглядов идеологического уровня политического сознания, нельзя представлять этот уровень политического сознания полностью освобожденным от эмоциональных моментов. Человек — не только мыслящее, по и чувствующее существо. В связи с этим взгляды, представления, идеи идеологического уровня политического сознания закономерно включают эмоциональные моменты.

Граница между эмпирическим и идеологическим уровнями политического сознания весьма условна. Это обусловливается тем, что, с одной стороны, эмпирическое политическое сознание составляет основу, исходный пункт для формирования идеологического, теоретического политического сознания, а теоретическое политическое сознание, с другой стороны, выполняет активную роль в формировании обыденного сознания.

Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями политического сознания была условной с момента появления этого сознания. В настоящее время степень этой условности многократно возросла. Это связано со все возрастающей ролью средств массовой информации в формировании представлений, взглядов и т. д. людей на политические процессы. В настоящее время обыденное сознание значительной части людей представляет собой конгломерат представлений, взглядов, настроений и т. д., которые возникли не только как результат отражения непосредственного политического бытия, но и как следствие массированного воздействия на их сознание средств массовой информации, особенно электронных, распространяющих не только конкретные идеологические концепции, теории, по и представления порой невежественных и безнравственных люден, имеющих доступ к некоторым из этих средств массовой информации.

Являясь отражением действительности, политическое сознание вместе с тем обладает относительной самостоятельностью. Относительная самостоятельность политического сознания проявляется, во-первых, в том, что, с одной стороны, оно обладает способностью опережать ход развития политических процессов, а с другой стороны, ему присуща тенденция отставать от развития политического бытия. Во-вторых, относительная самостоятельность политического сознания проявляется в том, что оно не просто отражает действительность, а стремится ее осмыслить, преобразовать в ходе практической деятельности.

« Человек, — совершенно правильно отмечает С. С. Андреев, — имеет возможность логически мыслить, таким образом, что знания оказываются не копией воспроизводимых процессов и явлений, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. Отрываясь от непосредственно отраженной действительности, человек создает то, чего она еще не знала. Формами такого предвосхищения идеальных общественных устройств были «утопии», в том числе и библейское «царство божие». Но причуды относительно самостоятельного политического сознания оказались способными видеть идеальное и в прошлом. Это нашло свое отражение не только в средневековых ересях, но и в наше время. Наиболее массовый характер приобрела идеализация буржуазных политических институтов, более ограниченный — идеализация политических порядков дореволюционной России» (Там же. — С. 15).

Представления людей о прошедших и совершающихся политических процессах, явлениях могут приобретать самые причудливые формы, далекие зачастую не только от научности, по и здравого смысла. В этом легко убедиться па примерах, свидетелями которых мы явились и последнее время. В частности, совершенно правильно, к примеру, подвергая критике утопичность представлений Н. С. Хрущева о возможности построения в течение нескольких десятилетий справедливого коммунистического общества, многие люди в то же время считали возможным утверждение общества «всеобщего благоденствия» путем реализации программы «500 дней». Подобная несуразица обнаруживается и в настоящее время, когда многие, правильно заявляя, что назад возврата нет, подразумевая при этом, что нельзя вернуться на 7—10 лет назад, полагают, что все проблемы, связанные с повышением жизненного уровня, можно решить путем возвращения назад на 100—200 лет.

назад - дальше

 

Лекции по политологии