Лекции по политологии - Субъекты и объекты политики - Понятие субъекта и объекта политики

Главная

  Введение
  Предмет политологии, её законы и категории
  Функции политологии, ее место среди других гуманитарных наук
  Основные этапы развития политической мысли
  Политическая жизнь общества. Политика в структуре политической жизни.
  Субъекты и объекты политики
    Понятие субъекта и объекта политики
    Народ, классы, социальные слои и группы как субъекты политики
    Личность как субъект политики
    Политическая элита
  Нации и национальные отношения в политической жизни общества
  Теория власти и властных отношений
  Многообразие политических систем и политических режимов
  Государство как основной институт политической системы
  Политические партии и партийные системы
  Общественные организации и общественные движения
  Политическое сознание
  Политическая культура
  Политические конфликты и пути их разрешения
  Мировая политика и международные отношения


Играть в онлайн-игры

Понятие субъекта и объекта политики

По вопросу о субъектах и объектах политики в научной, учебной, учебно-методической литературе высказаны различные точки зрения. Одни авторы считают, что субъектом политики выступают классы, которые осознали свои классовые интересы, а объектами — классы, которые не осознали свои интересы (см.: Андреев С. С. Политика как социальное явление// Социально-политические науки. — 1991. — № 4. — С. 93); другие полагают, что в политике «субъект политики одновременно выступает и ее объектом» (Токарева Л. П., Демин Г. И. Действующие силы и лица в политике при социализме// Социально-политические науки. — 1990. — № 8 — С. 69); третьи исследователи говорят, что вместе с классами, социальными слоями, группами субъектами политики являются политические партии, общественные организации, социальные движения, и т. д.

С этими точками зрения в определенной мере можно согласиться. При этом, однако, необходимо учитывать следующее. Политика — сложное общественное явление. В ней не было, нет и быть не может постоянных субъектов и объектов. Те социальные общности людей, которые в конкретной взаимосвязи обнаруживают себя как объекты и субъекты, вместе с тем включены во взаимосвязи с другими социальными общностями. Та личность или общность людей, которая в одной взаимосвязи выступает, например, как субъект политики, в другой взаимосвязи в это же время является объектом политики и т. д. Положение усложняется еще тем, что, являясь деятельностью определенных социальных сил (субъектов), политика всякий раз осуществляется при противодействии других социальных сил (объектов), которые, являясь объектами по отношению к рассматриваемому субъекту, проявляют себя и как субъекты. Это противодействие, а оно возникает при любых политических действиях, свидетельствует, что в политике нет и быть не может постоянных субъектов и объектов.

Следовательно, все люди, все общности одновременно являются и субъектами, и объектами политики. Субъекты и объекты политики можно определить лишь в конкретных взаимосвязях, причем рассматривая эти взаимосвязи с позиций политических действии определенного класса, социального слоя, определенной группы, личности и т. д. Например, если анализируется деятельность крупной буржуазии, то по отношению к ней (субъекту политики), в частности мелкая буржуазия является объектом. Однако, мелкая буржуазия в это время, являясь объектом политики крупной буржуазии, вместе с тем выступает и как субъект. Она совершает политические действия, направленные не только на другие социальные слои, группы, но и на крупную буржуазию.

Таким образом, субъектами политики являются народы, нации, классы, социальные слои, группы и другие общности люден, а также конкретные личности. Они же одновременно являются и объектами политики.

Некоторые исследователи подразделяют субъекты политики на первичные и вторичные. По их мнению, первичными субъектами политики являются большие общественные группы, как организованные целостности, объединенные совокупностью интересов и устремлений; вторичными — мелкие социальные группы, коллективы и личности реализующие интересы и волю больших общественных групп и играющие существенную роль в политике, насколько способны служить какому-либо классу, большой социальной группы и пользоваться их поддержкой. С точки зрения этих авторов первичные субъекты одновременно являются и конечными субъектами политики (см.: Решетников С. В. Введение и политологию- — Минск, 1990. — С. 31). С этой точкой зрения вполне можно согласиться.

Степень проявления всех общностей людей, а также конкретных личностей в качестве субъектов политики неодинакова. Субъектами и объектами политики в конкретных ситуациях они проявляют себя в разной мере. «На каждом конкретном этапе политической жизни складывается конкретное «расположение» данных субъектов, т. е. одни из них выходят на первый план, другие находятся на втором, третьем и т. д. планах. Иначе говоря, для понимания состава субъектов политики, роли каждого из

них необходимо учитывать конкретно-историческую иерархичность» (Основы политологии: Курс лекций. — Ч. I. — М., 1991.

Степень проявления классов, социальных слоев, групп, других общностей людей, а также конкретных личностей в качестве субъектов политики определяется конкретными историческими условиями. В зависимости от степени воздействия на реальную политическую ситуацию эти условия некоторые исследователи подразделяют па несколько «уровнен». По их мнению, первый (высший) уровень составляют-мировые условия; то есть условия исторической эпохи; второй — экономические, социальные и духовно-идеологические условия конкретной страны, природа ее общественного строя, уровень ее развития; третий — содержание и характер основных задач, решаемых обществом в данный конкретный период, определяемых в основном динамикой развития производительных сил и производственных отношений, необходимостью внесения соответствующих изменений во все элементы надстройки; четвертый — конкретное состояние политической сферы страны (см.: Основы политологии: Курс лекций. — Ч. I. — М., 1991. — С. 126-127)

Думается, подразделение конкретно-исторических условий, влияющих на реальную политическую ситуацию, по указанным уровням вполне правомерно. Однако, трудно согласиться с утверждением автора о степени значимости этих уровнях. Вне всякого сомнения решающую роль в возникновении реальной политической ситуации играют экономические, социальные и духовно-идеологические условия конкретной страны, природа ее общественного строя, уровень ее развития, конкретное состояние политической сферы этой страны. Именно это, а не что-то другое определяет степень проявления классами, социальными слоями, группами, другими общностями людей, а также конкретными личностями своих потенциалов субъектов политики.

Функции субъектов политики классы, социальные слои, группы и другие общности люден выполняют оформившись организационно. Формы организации субъектов политики весьма многообразны: государство, политические-партии, союзы, общественные организации и т. д.

По мере развития общества, усложнения политической жизни состав субъектов политики расширяется и усложняется. Фермы их организации становятся все более многообразными. Например, в рабовладельческом обществе функции субъектов политики вместе с государством несли и другие политические организации: группировки рабовладельцев, их союзы, тайные организации и союзы рабов и т. д. В этом обществе значительную роль в качестве субъектов политики выполняли правители государств. В феодальном обществе значительное количество функций политики выполняла церковь. В последующие периоды истории человечества на арену политической жизни вышли политические партии, общественные организации, социальные движения и т. д. Вместе с тем важную роль в качестве субъектов политики стали играть лидеры политических партий, особенно массовых партий, движений.

назад - дальше

 

Лекции по политологии